Тайна Майсурского дворца

5 Сен 2012

Кришнараджа Водеяр IV
(1884-1940)

Знакомьтесь, поклонники аштанга-виньяса (йога П.Джойса) и айенгар-йоги (йога Айенгара), на фото — Кришнараджа Водеяр IV (Krishna Raja Wadiyar IV), настоящий индийский раджа, правивший Майсурским княжеством с 1902 по 1940 год. Весьма известная в Индии личность, 24-й правитель водеярской династии Майсура, которая ведёт свою историю с 1399 года. Понятно, что у такого раджи просто обязан был иметься роскошный дворец с многочисленными тайнами. Можно сказать, что именно Крашнарадже Водеяру история обязана возникновением упомянутых школ «йоги», распространившихся нынче по всему миру. Какова же его роль в этой истории?

Меценатство. Да, махараджа мог себе это позволить. Его личное состояние к 1940 году оценивалось в 56 млрд. долларов (по нынешним ценам). Он был покровителем многих искусств и наук. И вот как-то раз, в далёком 1926 году, на праздновании именин своей матери 42-летний раджа повстречал 37-летнего йогина, которым оказался Шри Тирумалаи Кришнамачарья (Sri Tirumalai Krishnamacharya).

Кришнамачарья к тому времени был уже достаточно именитым учителем йоги и врачевателем, использовавшим аюрведическую медицину. Биография его достаточно известна, и нет нужды её пересказывать. Итак, он был приглашён махараджей Майсура ко дворцу, дабы умением своим лечить  княжескую семью и обучать её искусству йоги. Весьма скоро он стал доверенным советником великого раджи в этих вопросах и получил в одном из крыльев дворца помещение под йогашалу, т.е. школу йоги.

Майсурский дворец

Думается, радже было достаточно лестно иметь под своим патронажем такого мастера йоги, как Кришнамачарья. Ведь тот не только успешно лечил, но и демонстрировал «факирские» чудеса силы и гибкости, как то: замедление сердцебиения по собственному желанию, исполнение сложнейших прогибов и балансов, поднимание тяжестей зубами и т.д. Школа йоги при Майсурском дворце пользовалась известностью наряду с учреждаемыми в то время больницами, университетами и другими муниципальными учреждениями. В Майсурском княжестве наблюдался экономический подъём, дело шло к освобождению Индии от колониальной зависимости.

Так что дело явно было не в одном только меценатстве, политика вносила свои коррективы. Правитель княжества был заинтересован в распространении йоги, как дисциплины для воспитания сильного и здорового поколения. По заказу великого раджи Кришнамачарья изучает в библиотеке дворца древние манускрипты по йогическим и тантрическим практикам, по традиционным индийским боевым  искусствам, по народной медицине. Цель? Создать национальную школу, не уступающую знаменитой в начале XX века школе британской гимнастики и воинской подготовки. Почему именно британской? Да потому что Индия была британской колонией, потому что британское правительство помогло династии Водеяров  вернуться на трон после периода безвластия, потому что британские солдаты, квартировавшие возле дворца, ежедневно оттачивали своё мастерство в физических и воинских упражнениях и, наконец, потому, что самого Кришнараджу Водеяра с детства обучали западные учителя — и наукам, и физической культуре. Надо было показать Британии, что и в Индии не лаптем щи хлебают.

Шри Тирумалаи Кришнамачарья
(1888-1989)

А теперь поставьте себя на место Кришнамачарьи. Воспитанный в традициях школы йоги альваров из Южной Индии (Тамилнад), изучавший  тибетские практики северной Индии (Гималаи) и классическую аштанга-йогу Патанджали, он получил теперь возможность не только приблизиться к правящей династии, но и основать свою школу, обеспечить будущее своей семьи (а ведь только год назад женился), изучать старинные рукописи в богатейших библиотеках, недоступных простым смертным. Почему бы попутно и не поэкспериментировать с разными стилями и их комбинациями?

И вот в течение последующих двадцати лет Кришнамачарья преподаёт, сам пишет несколько книг о йоге и разрабатывает новые методики для молодых энергичных людей, коими полна йогашала. Им добавлено (придумано и заимствовано из гимнастики и борцовских тренировок) множество новых асан, положено начало употреблению подручных средств (верёвок, канатов, блоков) для выполнения асан (по сей день широко используется в йоге Айенгара), разработаны завершённые комплексы асан с плавными переходами (виньясами) между ними и принципы соблюдения компенсаций (выстраивание контр-поз) в практике асан (это составило основу аштанга-виньяса йоги), добавлен принудительный контроль дыхания.

В результате такого синтеза получилась динамичная, эффектная и достаточно интенсивная практика, показывавшая отличные результаты в физической подготовке молодёжи. Демонстрации этих результатов постоянно проводились Кришнамачарьей и его студентами и в Майсуре, и по всей стране. Знаменитый йог и целитель выполнил социальный заказ своего повелителя.

Майсурская школа йоги Кришнамачарьи

Но что же с классикой? Ведь имеются достоверные свидетельства, что Кришнамачарья семь с половиной лет изучал йога-сутры Патанджали и терапевтическое воздействие асан и пранаям в школе  Шри Брахмачари у подножия священной горы Кайлаш в Тибете. Не мог ведь столь способный йог не осознавать, что все его нововведения в Майсурской школе сводят на нет основополагающие принципы традиционной йоги, ставящие во главу угла достижение ментальной тишины, а не физическое совершенство. Наверняка, всё понимал. И даже больше, чем мы можем себе представить. Но знания знаниями, а заказ есть заказ. Думаю, что как любой самореализовавшийся йогин, Кришнамачарья не привязывался к плодам своих трудов, предоставляя истории самой отделить зёрна от плевел. Другими словами, кому надо и кому дано — тот найдёт свой путь к истине.

Сам Кришнамачарья не говорил, что обучает виньяса-йоге или аштанга-йоге. Он употреблял название — йога Патанджали. Тем не менее, учение Кришнамачарьи, начало которому было положено в Майсурской школе йоги, явно является синкретическим, т.е. в нём сочетаются разнородные элементы, не имеющие преемственности от принципов йоги Патанджали. Вот такой синтез и разнесли впоследствии по всему миру под видом йоги, сделав из этого неплохой бизнес, двое из его учеников — Паттабхи Джойс, основатель стиля аштанга-виньяса, и Б.К.С.Айенгар, основатель школы под собственным именем.

В 1940 году умер покровитель школы, Кришнараджа Водеяр IV, а в 1947 году, после обретения Индией независимости, йогашала в Майсуре начала приходить в упадок и была закрыта в 1950-м. Кришнамачарья переехал в другой город и впоследствии занимался йога-терапией и совершенствовал свой индивидуальный подход, известный ныне как вини-йога и продолжаемый его сыном, Дешикачаром.

Ещё одна современная «йога» в традициях майсурской школы. Не напоминает Айенгара?

Айенгар ещё придерживался стиля обучения своего учителя до 70-х годов XX века. Но потом изменил методику и собственной практики, и преподавания, заметив, что они не подходят (попросту говоря — травмоопасны) для людей старше 35-40 лет. И далее методы его школы развивались в сторону максимального использования пропсов (вспомогательных материалов) и шлифовки техники выполнения асан в статичном режиме.

Паттабхи Джойс же, напротив, (провозгласив, что не йога должна приспосабливаться к несовершенству практикующего, а практикующий должен поднимать свой уровень до «стандартов» йоги) продолжил в своей школе развитие принципов выполнения виньяс, разработав шесть циклов различного уровня сложности. Практика в динамической манере до сих пор популярна среди молодых людей, обладающих достаточной природной гибкостью, приводя зачастую к травмам и проблемам со здоровьем впоследствии.

Миллионы людей во всём мире занимаются теперь «айенгар-йогой» и «аштанга-виньяса йогой», не подозревая, что обе эти школы берут своё начало от новаций Кришнамачарьи в 30-40-х годах прошлого века и, в общем-то, не имеют ничего общего с классической аштанга-йогой. Как сказал однажды один из ближайших помощников Айенгара:

«Если бы Патанджали сегодня был жив, он никогда не узнал бы йогу в том, чем мы занимаемся.»

 

Продолжение следует

 

Отправить комментарий

* - обязательные поля

Для добавления комментария вы должны быть зарегистрированы на этом сайте. Можно использовать одну из ваших учётных записей в социальных сетях или завести отдельную. Войти на сайт.